Практикумы и ролевые игры
Разработки интерактивных занятий
Занятие-практикум «Единый внутренний рынок ЕС»
Автор: А.Н. Цибулина, к.э.н., доцент МГИМО МИД России, с.н.с. Института Европы РАН
Занятие включает лекции и интерактивные формы (мозговые штурмы). В ходе занятия раскрываются такие вопросы как: обзор стадий региональной экономической интеграции, выгоды и риски общего рынка, история строительства Единого внутреннего рынка ЕС, обзор достижений в сфере обеспечения четырех свобод, оценка результатов функционирования Единого внутреннего рынка ЕС. Занятие-практикум было проведено в ходе учебно-практических курсов «Европейский союз: тренинг для преподавателей», прошедших 5-9 июля 2021 г. в Нижнем Новгороде
Ролевая игра «Политика интеграции мигрантов: согласование национальных и групповых интересов»
Автор: А.И. Тэвдой-Бурмули, к.полит.н., доцент МГИМО МИД России.
В ходе практикума участники имитируют внутринациональную дискуссию в одной из стран ЕС о разработке национальной стратегии адаптации мигрантов с учетом интересов различных внутренних акторов. Игра была проведена в ходе учебно-практических курсов «Европейский союз: тренинг для преподавателей», прошедших 5-9 июля 2021 г. в Нижнем Новгороде
Ролевая игра «Создание Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС»
Автор: Н.Ю. Кавешников, к.полит.н., заведующий Кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.
В процессе игры участники имитируют процесс принятия Директивы 2003/87/EC о создании системы торговли квотами на выброс парниковых газов. По итогам игры участники смогут: усовершенствовать переговорные навыки (soft skills); четче понять процедуры взаимодействия Комиссии и Совета ЕС, порядок обсуждения в Совете ЕС; получить базовые знания о сути и ключевых элементах Системы торговли выбросами. Игра была проведена в ходе учебно-практических курсов «Европейский союз: тренинг для преподавателей», прошедших 5-9 июля 2021 г. в Нижнем Новгороде
Ролевая игра «Переговоры Соединенного Королевства и Европейского союза о выходе страны из состава ЕС»
Автор: Л.О. Бабынина, к.полит.н., руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН, доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.
В процессе игры участники имитирует переговорный процесс, что позволяет глубже понять интересы и позицию каждой из сторон. Также игра помогает участникам лучше понять комплексный характер интеграционных достижений ЕС.
Практикумы и ролевые игры, подготовленные участниками учебно-практических курсов АЕВИС
Политические группы Европейского парламента: политическая идентичность и согласование интересов (на примере сельского хозяйства)
Аннотация. В настоящем проекте практического семинарского занятия рассматривается проблема политико-идеологической идентичности политических групп Европейского парламента в составе Комитета по сельскому хозяйству и развитию сельских районов как одному из важнейших направлений регулятивной деятельности ЕС. Релевантность проблемы обусловлена спецификой конструирования идентичности групп в процессе обсуждения Предложения Европейской комиссии в Комитетах Европейского парламента, включающем процедуру согласования мнений представителей европейских партий в группе и обмен Позициями между Комитетами. Структура занятия предполагает использование интерактивных методик обучения – деловую игру и обратную связь, продолжительность – 3 часа (сдвоенная пара). Предполагается, что студенты овладеют навыками переговорного процесса, институционального анализа и общепрофессиональными компетенциями.
Группа разработчиков:
Куратор – к.полит.н. Осколков П.В, Институт Европы РАН
Члены группы:
Каргашина Кристина – Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Лисенкова Алена – Санкт-Петербургский государственный университет
Менщикова Юлия – Национальный исследовательский Томский государственный университе
Серова Екатерина – Петрозаводский государственный университет
Скрипка Иван – Институт Европы РАН
Перспективы вступления стран Западных Балкан в ЕС
Аннотация. Занятие по теме «Перспективы вступления стран Западных Балкан в ЕС» рассчитано на бакалавров старших курсов и/или студентов магистратуры по направлениям подготовка «Политология», «Международные отношения», «Регионоведение».
Легенда занятия заключается в том, что в условиях имиджевого кризиса руководство ЕС решает принять в ЕС одну из стран региона Западных Балкан и для этого организует мониторинг процесса подготовки к вступлению.
Цель занятия заключается в том, чтобы через моделирование работы Департамента по делам стран региона Западных Балкан Директората по вопросам соседства и расширения Европейской комиссии дать студентам представление о критериях вступления стран в Европейский союз, а также сформировать у студентов представление о перспективах вступления стран региона Западных Балкан в Европейский союз.
В ходе работы задействуются следующие методы: анализ политического документа, кейс-стади, SWOT-анализ, круглый стол.
Группа разработчиков:
Куратор – к.э.н. Сергеев Е.А., МГИМО МИД России
Члены группы:
Бобров Артемий – ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Булдакова Дарья – ИНИОН РАН
Денисенко Кристина – МГУ им. М.В. Ломоносова
Ражев Александр – Челябинский государственный университет
Халафян Рустам – Уральский государственный юридический университет
Армения: в поисках модели совместимой интеграции с ЕС и ЕАЭС
Аннотация. Данное занятие проводится в формате ролевой игры и рассчитано на 3 часа (без учета самостоятельной подготовительной работы) для студентов следующих направлений: “международные отношения”, “зарубежное регионоведение”, “политология”, “история”, “экономика”, “международное право. Игра представляет из себя моделирование мультилатерального и многоэтапного переговорного процесса, в котором задействованы следующие стороны: ЕС, Россия, Армения, ЕАЭС.
Легенда. Игра отсылает участников к событиям 2013 года, когда перед Арменией стояла задача сохранения эклектичной внешней политики, предполагающей развитие тесных связей с ЕС с одной стороны, и Россией и ЕАЭС - с другой. Учитывая динамику геополитических изменений, Россия и ЕС были заинтересованы в привлечении Армении к взаимодействию, партнерству и сотрудничеству каждый на своей стороне. Ход и итог игры не детерминированы исторически сложившимися событиями.
Цель: сформировать понимание особенностей взаимодействия ЕС с партнерами по проекту “Восточное партнерство” на примере Армении в контексте ее отношений с Россией и ЕАЭС.
Группа разработчиков:
Куратор – к.полит.н. Шишкина О.В., МГИМО МИД России
Члены группы:
Будакова Александра – ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Габриелян Акоп – Российско-Армянский университет, Ереван
Каминченко Дмитрий – ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Мокрушина Надежда – Пермский государственный национальный исследовательский университет
Невская Анастасия – ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Шоджонов Имомидин – ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Выборы в Европейский парламент 2019: результаты, последствия, вызовы
Структура занятия предполагает такие интерактивные методики обучения как мозговой штурм (brainstorming), ролевая игра, сценарное прогнозирование. Занятие включает анализ комплексной ситуации, сложившейся после выборов в Европейский парламент, которая затрагивает вопросы эффективности работы консенсусного принципа институтов ЕС, вопросы политического курса ЕС (миграция, социальная политика, регионализм, сепаратизм и пр.), а также вопросы переговорного процесса внутри ЕС.
Группа разработчиков:
Куратор – к.и.н. Тимошенкова Екатерина Петровна, Институт Европы РАН
Члены группы:
Акопян Анаит — Южный федеральный университет,
Алёшин Александр — ИМЭМО РАН,
Аликин Артём — НИУ Высшая школа экономики,
Афоньшина Александра — Нижегородский государственный университет,
Белкина Полина — Томский государственный университет,
Грабевник Михаил — Пермский государственный университет,
Муслимова Екатерина — Тюменский государственный университет,
Печищева Людмила — Российский государственный гуманитарный университет,
Покровская Дарья — Тамбовский государственный университет,
Тасалов Кирилл — МГУ им. М.В. Ломоносова
Методы критического анализа политического дискурса на примере исследования феномена популизма в странах ЕС и евроатлантическом пространстве
В ходе занятия используются методики составления карты ключевых понятий методом «Облако ассоциаций» и методом разработки ментальной карты (“Mind Map”), дискурс-анализ на примере аудиовизуального источника, блиц-анализ политического документа
Группа разработчиков:
Куратор – к.э.н. Романова Екатерина Владимировна, Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Члены группы:
Александра Тюленева — Пермский государственный университет,
Александр Пивоваренко — Институт славяноведения РАН,
Алексей Чихачев — Санкт-Петербургский государственный университет,
Алихаджиева Анна — Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина,
Максим Сигачев — ИМЭМО РАН,
Маргарита Гетман — Томский государственный университет,
Надежда Чугунова — Иркутский государственный университет,
Роман Файншмидт — Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Ролевая игра «Европейский совет перед вызовом миграционного кризиса»
Цель игры – предложить оптимальное решение миграционного кризиса в Европе.
Легенда. 2024 год. Очередная гражданская война на территории Сирии вызвала новую волну беженцев, которая достигает границ ЕС. За первый квартал в ЕС въехало 550 тыс. беженцев. Президент Турции Эрдоган разорвал соглашение 2016 г. с Европейским союзом по беженцам. Страны Северной Африки и Турции выходят из соглашений о реадмиссии. Способность стран южной Европы рассматривать прошения о статусе беженцев катастрофически снизилось. В Европе наблюдается кризис солидарности в преддверии нового электорального цикла. Главы государств-членов ЕС собираются на срочном заседании Европейского совета для выработки решения по выходу из кризиса.
Группа разработчиков:
Куратор – к.полит.н. Уткин Сергей Валентинович, ИМЭМО РАН
Члены группы:
Алексей Доманов — Институт Европы РАН,
Дарья Митюрёва — Тюменский государственный университет,
Александрос Пасенов — Белгородский государственный университет,
Анастасия Погорельская — Томский государственный университет,
Георгий Кутырев — НИУ Высшая школа экономики,
Никита Самойлов — Алтайский государственный университет,
Ирина Стрельникова — Государственный университет управления,
Мария Хорольская — ИМЭМО РАН,
Сергей Шеин — НИУ Высшая школа экономики