Проект Жана Монне
«Подготовка университетских преподавателей»
Подготовка университетских преподавателей в целях повышения качества обучения дисциплинам, связанным с Европейским союзом
Проект «Подготовка университетских преподавателей в целях повышения качества обучения дисциплинам, связанным с Европейским союзом» направлен на поддержку молодых учёных, преподавателей и студентов, ведущих образовательные и исследовательские проекты, посвященные Европейскому союзу. Проект реализуется при финансовой поддержке программы Европейского союза Жан Монне (Erasmus+), проект 599679-EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO- PROJECT.
В ходе этого инновационного проекта разработан ряд интенсивных интерактивных методик обучения. Проект содействует внедрению этих методик в программы российских университетов. Реализация проекта позволила стимулировать молодых учёных, обладающих значительным академическим потенциалом, специализироваться на исследованиях ЕС; укрепить существующую сеть сотрудничества российских исследователей и преподавателей из различных регионов; повысил заметность исследований ЕС в российской академической среде. В команду проекта вошли эксперты из ведущих российских университетов: Института Европы РАН, Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В феврале-мае 2019 г. в ведущих московских университетах была проведена серия методологических семинаров. На них профессора из основной команды проекта апробировали методики обучения и конкретные приёмы интерактивного взаимодействия с аудиторией. Участвовавшие в методологических семинарах молодые преподаватели и аспиранты также получили возможность углубить свои знания в вопросах современного состояния и деятельности Европейского союза.
Учебно-практические курсы "Европейский союз: тренинг для преподавателей" прошли в Москве 24-28 июня 2019 г. Курсы были организованы в сотрудничестве с Институтом Европы РАН и Российским советом по международным делам. В работе курсов приняли участие около 40 специалистов со всей России. Основной целевой аудиторией были молодые преподаватели и аспиранты, ведущие в российских университетах курсы, связанные с ЕС.
Курсы позволили:
- дать участникам углублённые знания по вопросам развития ЕС и отдельным аспектам его функционирования;
- познакомить участников с интерактивными техниками преподавания;
- сформировать навыки самостоятельной разработки интерактивных форм обучения и использования их в образовательном процессе. Все участники курсов получили в подарок учебник «Европейская интеграция»
Проект направлен на развитие интерактивных подходов к преподаванию, основанных на практическом обучении и других интерактивных методиках. В рамках проекта молодые преподаватели получили навыки самостоятельной разработки различных интерактивных методик обучения и их использования для преподавания в сферах, связанных с Европейским союзом.
По итогам проекта на сайте АЕВИС размещены электронный ридер и дидактическая онлайн платформа. Онлайн платформа предоставляет открытый доступ к образовательным материалам, разработанными командой проекта и участниками учебно-практических курсов (включая видеозаписи некоторых занятий).
Реализация проекта позволила достичь следующих целей:
- молодые преподаватели углубили свои знания в вопросах, связанных с ЕС;
- молодые преподаватели познакомились с интерактивными методиками обучения и технологией подготовки учебных проектов.
Проект имеет значительный мультипликационный эффект: участвовавшие в проекте молодые преподаватели могут использовать полученные навыки для разработки в своих университетах дидактических модулей по тематике Евросоюза. Этот мультипликационной эффект будет ощутим в более чем 20 российских университетах, в том числе в Москве, Барнауле, Белгороде, Иркутске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове, Санкт-Петербурге, Саратове, Тамбове, Томске и Тюмени.