Проект Жана Монне
«Подготовка университетских преподавателей»
Методические материалы интерактивных занятий, разработанные в рамках проекта «Подготовка университетских преподавателей в целях повышения качества обучения дисциплинам, связанным с Европейским союзом»
Все материалы доступны для скачивания. При использовании следует указывать источник и авторов.
1. Лекция «Институты ЕС и процесс принятия решений в ЕС»
Лектор: Н.Ю. Кавешников, к.полит.н., заведующий Кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. В лекции рассмотрены особенности институциональной системы ЕС с акцентом на четыре основных института: Европейская комиссия, Совет ЕС, Европейский совет, Европейский парламент. Показаны функции, полномочия, порядок формирования и внутренняя организация этих институтов, их эволюция. Также рассмотрены процедуры принятия решений в ЕС и основные тенденции их развития. Лекция прочитана на учебно- практических курсах «Европейский союз: тренинг для преподавателей» (24-28 июня 2019 г.).
2. Ролевая игра «Создание Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС»
Автор: Н.Ю. Кавешников, к.полит.н., заведующий Кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института Европы РАН В процессе игры участники имитируют процесс принятия Директивы 2003/87/EC о создании системы торговли квотами на выброс парниковых газов.
По итогам игры участники смогут: усовершенствовать переговорные навыки (soft skills); четче понять процедуры взаимодействия Комиссии и Совета ЕС, порядок обсуждения в Совете ЕС; получить базовые знания о сути и ключевых элементах Системы торговли выбросами.
3. Лекция «Брекзит: причины и последствия»
Лектор: Л.О. Бабынина, к.полит.н., руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН, доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.
В лекции рассмотрены причины, подтолкнувшие политические элиты и общество Великобритании поставить вопрос о выходе из ЕС; ход переговоров между Лондоном и ЕС и основные элементы подписанного соглашения о выходе. Показаны возможные последствия Брекзита для Великобритании и Европейского союза. Дан анализ внутриполитического раскола в Великобритании и рассмотрены различные варианты развития событий. Лекция прочитана на учебно-практических курсах «Европейский союз: тренинг для преподавателей» (24-28 июня 2019 г.).
4. Ролевая игра «Переговоры Соединенного Королевства и Европейского союза о выходе страны из состава ЕС».
Автор: Л.О. Бабынина, к.полит.н., руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН, доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.
В процессе игры участники имитирует переговорный процесс, что позволяет глубже понять интересы и позицию каждой из сторон. Также игра помогает участникам лучше понять комплексный характер интеграционных достижений ЕС.
5. Занятие «Единый внутренний рынок ЕС»
Автор: А.Н. Цибулина, к.э.н., доцент МГИМО МИД России, с.н.с. Института Европы РАН
Занятие включает лекции и интерактивные формы (мозговые штурмы). В ходе занятия раскрываются такие вопросы как: обзор стадий региональной экономической интеграции, выгоды и риски общего рынка, история строительства Единого внутреннего рынка ЕС, обзор достижений в сфере обеспечения четырех свобод, оценка результатов функционирования Единого внутреннего рынка ЕС.
6. Занятие-практикум «Анализ внешнеполитических документов».
Автор: Д.А. Данилов, к.э.н., заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО МИД России.
Цель занятия: развитие у студентов навыков анализа документально-источниковой базы. Первая часть занятия – интерактивная лекция «Характеристика и анализ документов». Во второй части предусмотрено обучение студентов использованию различных форм практической работы: анкетный экспертный опрос, политический комментарий, критический (сравнительный) анализ документов, ситуационный анализ.